Консультация по телефону 8(4912) 51-03-02 ежедневно с 9-00 до 21-00 в г. Рязань.

Вопросы по переходу на новый порядок применения ККТ.


После 1 февраля 2017 года, налоговые органы перестанут регистрировать ККТ, не соответствующую новым требованиям. А начиная с июля будущего года практически все предприятия и ИП, применяющие кассовую технику, будут обязаны обеспечить передачу фискальных данных в электронном виде напрямую в налоговые органы, а также выдавать кассовые чеки или бланки строгой отчетности.

Каким образом пользователям онлайн-касс следует учитывать операции по реализации товара посредством его оплаты подарочными картами?

В первую очередь необходимо отметить, что разного рода подарочные, бонусные карты и сертификаты в законодательстве отдельно не отражены. Однако нет и запрета на их использование. Каждый предприниматель по своему усмотрению определяет их правовой режим. Кто-то – как самостоятельный товар или право на получение будущей скидки, кто-то – как предварительный договор на определенную сумму и т. д. Все зависит от того, какой смысл вкладывает предприниматель в этот объект, как его использование отражается в налоговом и бухгалтерском учете.

При этом самым правильным способом отражения средств, полученных от реализации подарочных сертификатов, не вызывающим вопросов от проверяющих органов, является их зачисление в качестве оплаты по предварительному договору. Поскольку предмет договора при реализации подарочного сертификата, как правило, не может быть определен, то по своей сути и природе это предварительный договор. Если таким образом отражена реализация подарочной карты, то дальнейшее ее использование при реализации товаров не представляет сложности.

Так, в кассовом чеке нужно будет указать, что товар реализован путем погашения ранее внесенного аванса. То есть, к примеру, в чеке могут быть отражены следующие сведения: наименование товара – телевизор, стоимость – 10 тыс. руб., к оплате – 10 тыс. руб., наличными внесено – 0 руб., безналичными внесено – 0 руб., зачет ранее внесенных авансов – 10 тыс. руб. Таким образом не произойдет "задвоения" выручки, а оплата будет зафиксирована как погашенный аванс. Это не вызовет никаких вопросов у налоговых органов.

Одним из обязательных реквизитов кассового чека является наименование приобретаемых покупателем товаров, работ и услуг. Как продавцу следует расшифровывать наименование таких товаров, работ и услуг в случае, если они были реализованы на условиях отсрочки расчета с поэтапной оплатой – например, если клиент в течение трех месяцев выплачивает стоимость товара равными долями?


До введения нового порядка применения ККТ дать однозначный ответ на этот вопрос было практически невозможно – не существовало единой позиции по поводу того, каким именно образом следует отражать подобные операции. Фактически бизнесу приходилось каждый раз изобретать индивидуальный подход к решению этой задачи. Так, кто-то в наименовании товара указывал, к примеру, что это "частичная оплата за телевизор с постоплатой в рассрочку" или "предоплата за холодильник с окончательным расчетом после доставки покупателю" и т. д.

Сейчас такой реквизит кассового чека, как "наименование товара" будет служить выполнению именно этой цели – обозначению наименования товара. Это означает, что оно будет оставаться неизменным и в случае, если расчет за него будет осуществляться по сложной схеме, в том числе при рассрочки платежа.

Так, Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее – закон о применении ККТ) в новой редакции предусмотрено проставление в кассовом чеке признака расчета – отметки о движении средств, что позволит отразить в отчетности приход, расход, возврат прихода и возврат расхода денежных средств (абз. 8 п. 1 ст. 4.7 закона о применении ККТ).

Более того, сейчас обсуждается вопрос о добавлении в перечень реквизитов кассового чека информации о наименовании предусмотренного гражданским законодательством вида кассовой операции. Так, в данный момент рассматривается вариант с использованием семи таких операций. Это может быть полная или частичная оплата, в том числе предоплата и постоплата. Таким образом эти дополнительные реквизиты позволят отразить все нюансы платежей по сделке.

В случае рассрочки платежа за товар, работу или услугу, в кассовом чеке может быть отражена следующая информация. К примеру, кассир сможет выдать покупателю кассовый чек, в котором будет значиться: оплачено наличными – 0 руб., оплачено безналичными – 0 руб., оплата в кредит. В чеке будет также будут указаны полная стоимость сделки и наименование товара. При последующем внесении покупателем денежных средств чеки будут выдаваться уже на внесенные денежные средства в погашение долга с отметкой об этом. Таким образом не будет происходить "задвоения" выручки в учете.

Аналогичный подход должен сохраниться и в отношении авансовых платежей и предоплаты – после внесения частичной оплаты продавец выдаст покупателю чек, в котором будет отдельно указано, что это эти денежные средства были внесены в качестве аванса или предоплаты за определенный товар. А после уплаты покупателем полной стоимости товара, в момент расчета, продавец выдаст покупателю чек, в котором будет отмечено, к примеру, что была внесена наличными определенная сумма и товар оплачен полностью. Кроме того, в чеке может быть указано, что оставшаяся часть полной стоимости товара зачтена за счет ранее внесенных авансовых платежей или предоплаты.

Таким образом, в последнем выданном чеке будет отражена история всех расчетов за товар, в том числе и последняя денежная операция. А наименование товара будет оставаться неизменным до момента окончательного расчета. Однако данный подход будет применим только после внесения соответствующих изменений в законодательство о применении ККТ.

По новым правилам пользователи ККТ обязаны обеспечить передачу в ФНС России всех фискальных данных в момент расчета. С какого момента предприниматель может быть привлечен к административной ответственности за несоблюдение этого требования в случае, если он выдал покупателю чек на бумажном носителе, однако электронные данные не были переданы в налоговый орган по независящим от предпринимателя причинам (например, в связи с обрывом связи или сбоем работы оператора фискальных данных и т. д.)?

Выдача чека покупателю и направление фискального документа оператору фискальных данных – это две совершенно разные обязанности пользователя ККТ и их не следует смешивать друг с другом. Кроме того, за нарушение каждого из этих требований предусмотрена отдельная ответственность.

Между тем если передача сведений о совершенной покупке не произошла по независящим от пользователя причинам, а предприниматель при этом не вносил изменения в прошивку ККТ и ККТ зафиксировала попытки установить соединение с ОФД и предпринял необходимые для устранения неисправности действия, то ему ничего не может быть инкриминировано в принципе. В то же время в законе о применении ККТ конкретный срок, отведенный пользователям ККТ на устранение препятствий передаче фискальных данных ОФД, не оговорен. При этом в вопросе установления вины пользователя ККТ контролирующие органы будут руководствоваться понятием разумного срока, необходимого для устранения неисправности.

К примеру, если данные не были переданы в связи со сбоем связи, то максимум через два-три дня неисправность должна быть устранена интернет-провайдером, либо пользователь должен предпринять меры, для того, чтобы переключиться на другого оператора связи. Сейчас сделать это намного проще, чем даже еще несколько лет назад. Но если эта ситуация не была разрешена пользователем дольше разумного срока, необходимого для устранения ее причин, то это уже не может рассматриваться как соблюдение предъявляемых к пользователю требований.

Это было сделано неслучайно. Если бы был установлен срок на устранение неисправности, скажем, в три дня, то можно было ожидать, что большинство предпринимателей подстроятся под этот срок и будут давать данные не в режиме реального времени, а один раз в три дня. Просто потому, что это не запрещено.

Эта технология на данный момент принципиально новая, и подход в части этих сроков будет сформулирован в процессе правоприменительной практики и, возможно, он будет зафиксирован в законе.

Следует добавить, что в случае перебоев в работе оператора связи или ОФД ККТ будет накапливать фискальную информацию и автоматически направит ее в адрес ФНС России, когда связь будет восстановлена.

Что делать предпринимателю в случае поломки фискального накопителя и как доказать свою добропорядочность?

В случае выхода из строя фискального накопителя (далее – ФН), если у налогоплательщика есть понимание, что он не причастен к выходу из строя фискальной памяти, то ему необходимо направить ФН в специализированную лабораторию для экспертизы. Результатом такой экспертизы будет руководствоваться налоговый орган.

Между тем может возникнуть вопрос о том, как поступить с ККТ, которая была связана с этим неисправным ФН, ведь ее нельзя будет с легкостью зарегистрировать заново. Пока регистрационный номер, который был сформирован для пары конкретных ФН и ККТ, не будет закрыт, зарегистрировать заново эту ККТ не удастся. В данном случае надо будет обратиться в налоговые органы для аннулирования привязки заводского номера ККТ к неисправному ФН, после чего будет возможна перерегистрация этой фискальной техники в паре с новым ФН. Это можно будет проделать параллельно проводимой экспертизе.

Снять ФН с регистрации после проведенной экспертизы можно будет через обращение в налоговую инспекцию. Сделать это можно будет как при посещении инспекции, так и дистанционно, через личный кабинет ИП или организации на сайте ФНС России.

Для ФН, как и для любого другого технически сложного устройства, предусмотрена гарантийная поддержка, которую обеспечивает производитель кассовой техники. Поэтому, если экспертиза покажет, что та или иная поломка ФН является гарантийным случаем, то производитель бесплатно заменит предпринимателю неисправный ФН на рабочий и оплатит услуги экспертов специализированной лаборатории.

В какой момент предприятие интернет-торговли должно сформировать и направить клиенту кассовый чек – непосредственно в момент оплаты товара, когда денежный расчет обработал банк и денежные средства были списаны со счета покупателя, или в момент, когда деньги за товар поступили непосредственно на счет продавца, после совершения покупки?

Для ответа на этот вопрос нужно сперва разобраться, что является моментом расчета в данной ситуации. Ни в законе о применении ККТ, ни в НК РФ это прямо не закреплено. Так, для каждого продавца момент расчета может определяться по-разному, в зависимости от особенностей осуществляемых сделок. Для кого-то это момент списания денежных средств со счета покупателя, для кого-то – момент зачисления денежных средств покупателя на расчетный счет продавца. Однако в большинстве случаев момент расчета наступает тогда, когда продавец принимает решение о том, что сделка совершена и распоряжается об отгрузке товаров – то есть начинает исполнение своих обязательств как продавца.

Четко прописать момент расчета в законе о применении ККТ крайне затруднительно – этим мы можем поставить в неудобное положение бизнес. Поэтому момент расчета должен пониматься однозначно и покупателем и продавцом исходя из конкретной ситуации. Продавец должен проинформировать покупателя о том, с какого момента договор купли продажи будет считаться заключенным. Ведь если продавец и покупатель воспринимают этот момент диаметрально противоположно, то возможны жалобы покупателя на действия продавца со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Кроме того, в соответствии с ГК РФ кассовый чек является, в том числе, подтверждением заключения договора розничной купли-продажи. Следовательно, если продавец подтвердил каким-то образом сделку, то при этом он уже должен направить покупателю соответствующий чек.

garant.ru